Сборник "МатМех сквозь десятилетия"
От сороковых до восьмидесятых
Григорий Самуилович Цейтин
заведующий лабораторией интеллектуальных
систем НИИ математики и механики
"Поют студенты МатМеха"
Когда Вы учились на факультете и кто из ныне
известных математиков учился на Вашем
курсе?
Я учился на факультете с 1951 по 1956 год. Многие
мои однокурсники стали известными
математиками. Первый, кого вспоминаю -
академик Ибрагимов.
В 1960 году Вы составили сборник "Поют
студенты МатМеха". Сейчас идея создания
песенника никого бы не удивила, но откуда
могла появиться такая идея в конце 50-х? Кто
ее высказал и позаимствовали ли Вы чей-нибудь
опыт при составлении сборника?
Я не знаю, почему Вы считаете, что идея была
странной в те времена. Люди пели песни,
причем очень часто пели не то, что поют по
радио. И, естественно, записывали эти песни.
Я тоже их записывал и собирал - активнее, чем
другие. Почему бы все эти тексты не собрать
и не издать? Эта идея носилась в воздухе
долго. Еще до 60-го года несколько раз
делались такие попытки - хотя бы напечатать
несколько экземпляров на машинке, чтобы
иметь их в комсомольском бюро.
Однажды пытались издать сборник, пользуясь
университетским ротатором (теперь уже
давно забытое устройство). Надо было
получить разрешение парткома. Оттуда
передали сборник на филфак, руководителю
университетского литобъединения. Можно
себе представить, что он написал. Обычная
идеологическая проработка, придирки,
полное непонимание, а, может быть, нежелание
понимать, где и как существуют эти песни.
И сборник не вышел.
Да нет, это не определило судьбу сборника, и
даже не было началом. Просто преходящий
эпизод. Другие начальники решали проблему
по-другому. Но следы "идеологии"
остались. В частности, "эпиграф" к "Мезозойской
культуре": "Пародия на "душещипательные"
танго". Думаю, что положительную роль
сыграла наша дружба с генералом Миловским,
начальником одной военной академии,
предоставлявшим нам даже палаточный лагерь
для проведения наших мероприятий. Он
написал очень теплый отзыв о нашем сборнике.
Как я думаю, требовалось чье-то влияние,
требовалось, возможно, стечение
обстоятельств. А, между прочим, некоторые
строительные песни пелись на мотив
фашистской молодежной песни "Rosamunda", к
чему не преминули придраться...
Когда Вы впервые встретились со
студенческой песней?
Если серьезно - задолго до того, как
поступил на МатМех. Я знал песни из
института, где училась моя старшая
двоюродная сестра.
То есть студенческие песни выходили за
пределы своего вуза... А где и в какой
обстановке обычно пели песни?
Конечно, пели в колхозе, пели на
факультетских вечерах и прочих собраниях.
Пели и отдельно, сами по себе. Пели, когда
хотели кого-нибудь научить.
Какую роль играла самодеятельная песня в
жизни студентов 50-х годов и почему была так
популярна?
Для нас было важно, что эти песни не
распространяются через официальные
источники. Наши песни исполнялись в
студенческом кругу и служили его "самоидентификацией".
Чем-то вроде пароля?
Я бы не сказал. Пароль служит для того, чтобы
куда-то пропускали...
Но впоследствии выяснилось, что песни,
которые мы считали "локальным явлением",
широко известны. Я однажды отправил в
Москву посылку с нашими песнями (тексты,
нотная строчка), и потом получил ответ, что
они поют примерно то же самое. Конечно, не
совсем то же самое. В Москве многие тексты
песен я видел впервые.
Из каких источников - устных, письменных - Вы
брали песни? Кто занимался их поиском?
Ситуация тогда была совсем не такой, как
сейчас, Я просто использовал песни, которые
были мне известны. Никто их специально не
искал и не предоставлял.
То есть Вы поместили те песни, которые знали?
Которые я знал и которые многие знали. А еще из каких соображений Вы предпочитали
одну песню другой? И кто занимался отбором?
Не думаю, что этим занимался кто-то, кроме
меня. Но проблемы отбора и не было. Если
песни и отбирали - то только из соображений
их популярности.
На Вашем курсе?
Нет. Во-первых, я тогда уже не был студентом,
а, во-вторых, это был абсолютно не "исторический"
сборник. Он отражал "репертуар"
студентов МатМеха на тот момент. Тех, кто
участвовал в комсомольских конференциях,
ездил на мероприятия типа строек, лагерей, и
там, естественно, пел песни.
Некоторые песни из сборника написаны
профессиональными авторами - например, "Баксанская",
"Пусть дни проходят... ". Отличали ли
студенты самодеятельные песни от
профессиональных, или для вас это было одно
и то же?
Обратили ли Вы внимание - обе названные
песни поются на одну мелодию? И
маловероятно, что они обе чисто
профессиональные. Песню "Пусть дни
проходят..." я не мог найти нигде в
официальных источниках, и думаю, что и
другие ее воспринимали как неофициальную
лирику. А "Баксанская" воспринималась,
конечно, как песня, написанная участником
или участниками той обороны. Что касается
профессионализма, то прошу обратить
внимание - целый ряд песен со строек был
сочинен студентами филфака, впоследствии
известными как профессиональные поэты или
журналисты. Эти песни будете считать
профессиональными?
Я это все к тому, что грань не такая резкая.
Авторы часто не были известны,
профессиональные песни приходили, иногда в
измененном виде, из тех же источников, что и
непрофессиональные. Наверное, можно было по
качеству определить, профессиональная ли
песня - хотя бы на самостоятельную мелодию,
а не на чужую. Без "ляпов" в тексте,
которые в своей песне только веселят, а в
чужой - вызывают недоумение.
То есть вы предполагали, профессиональная
это песня или нет, но не задумывались об
этом?
Мы не придавали этому большого значения.
Почему тексты песен часто изменялись, а
иногда существовали в нескольких вариантах?
Письменных источников было мало. Песни пели,
слов не знали, и иногда случайно кем-то оброненная
фраза могла закрепиться как "наша собственная".
Что, на Ваш взгляд, отличает самодеятельную
песню от авторской, от профессиональной?
То, что называют авторской песней,
появилось несколько позже пика
самодеятельной песни, о котором мы сейчас
говорим. Я считаю, что авторская песня "по
определению" связана с именем автора, а
здесь, как видите, песни часто теряли
авторство.
А чем еще отличается самодеятельная песня?
Самодеятельные песни - это те, которые вели
такое "дикое", неухоженное,
нерегламентированное существование, и как
раз этим были для нас интересны.
Тогда грань между студенческими
самодеятельными песнями, и туристскими, и
даже исконно уголовными, была несколько
размыта. Кроме того, самодеятельные песни
иногда были своеобразной формой протеста -
не против основ, а обычно против
повседневности быта и учебы (скажем, песни с
жалобами на деканат или написанные с
позиции лодыря, хотя их пели не обязательно
лодыри). Оптимистические, патриотические
песни имели успех в той же среде. Просто
хотелось больше разнообразия. Туристские
песни были не только о красотах природы, но
и про "ишачью" жизнь. Уголовные песни,
уже не воспринимавшиеся как именно
тюремные, сближались с этим жанром.
Еще хотел бы обратить внимание на то, что
использование в качестве исходного
материала какой-либо широко известной
песни (порой не только мелодии, но и
отдельных слов или общей схемы) служило
самостоятельным "художественным"
приемом - через сопоставление исполняемого
текста с исходным, всем хорошо известным.
Вспомните, кто активнее других работал над
сборником.
Много работал В. Демьянов, поскольку все это
делалось в рамках тогдашнего
комсомольского бюро, и, конечно, не без
Демьянова, С нотным приложением помог
тогдашний руководитель хора Э. Жучков, кто-то
выходил на ротатор. Кстати, технология
состоит в том, что машинистка печатает
текст на специальных навощенных листах,
которые от удара литерой машинки
становятся проницаемыми для чернил.
Ко многим песням в сборнике не указаны
авторы. Пытались ли вы уточнять авторство
песен? Или этот вопрос вас не интересовал?
Вопрос авторства интересовал, но искать
автора - это одно, а дать песни тем, кто хочет
петь - это другое. Иногда, если что-то было
известно, мы отмечали. Но если и уточняли
авторство, то не считали это своей главной
задачей.
Каким Вам запомнился момент выхода
сборника?
Во всяком случае, в этом не было ничего
сенсационного. Попытки "издать"
песенник тиражом 2-3 экземпляра были и до нас,
мы просто, так сказать, увеличили тираж... А
выход сборника - принесли в комсомольское
бюро толстые пачки отпечатанных листов,
которые самим же надо было брошюровать.
По поводу тиража. Сборник, вышел тиражом 300
экземпляров, а через год допечатали еще 700.
Это говорит о том, что популярность
сборника превзошла все ожидания, или на МатМехе
возрос интерес к песням?
Думаю - и то, и другое.
Как распространяли сборник?
Я не все об этом знаю. Помню, что с самого
начала распространение было ограничено
кругом нашего факультета.
Кроме всего прочего, это было не слишком
Легальное издание для широкого
распространения, с этим тоже надо было
считаться. Естественно, издание, вышедшее
на такой, как тогда, основе было недопустимо
распространять широко вне факультета. Я,
помню, сомневался, вправе ли я дать
экземпляры каким-то моим внешним знакомым.
Как Вы считаете ~ все ли замыслы
относительно сборника удалось реализовать?
Наверное, не все.
Сборник вышел и оказался очень популярным.
Не было ли у людей, которые его выпускали,
намерения выпустить продолжение?
Сборник отражал состояние песни на
факультете. А продолжение - в каком смысле?
Еще больше песен?
Конечно. А через 3-4 года появились новые
песни, да и новые студенты.
За 3-4 года многое изменилось. И я уже не имел
таких тесных контактов с МатМехом. К тому
же именно в те годы жанр, который известен как авторская песня, начал
теснить самодеятельную.
Что Вам запомнилось на Первом Дне МатМеха?
Активность и изобретательность
организаторов, их склонность к необычным
эффектам... Но я не был в центре событий.
И последний вопрос. Что Вам дал факультет,
помимо, естественно, математического
образования?
В те годы и для меня, и для многих факультет
был средой, в которой мы жили, а не только
учились. Люди, конечно, были разные. Кто-то
оставался в стороне, но не я. И не так уж
много у меня было вне факультета. Так что
все, чему можно было научиться - не только в
математике, но и в жизни - мы получили от МатМеха.
20 июля 1997 года
Фрагмент страницы сборника (в масштабе 1:0.7).
|